тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды
в ДОО
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.
Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.
Создание индивидуализированной предметно-пространственной среды обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.
Далее мы рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.
Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.
В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития). Там могут размещаться желания детей ко дню рождения, записанные с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.
Рубрика «Звезда дня» вывешивается на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Моё настроение». В специально организованные уголки помещают фишки или магниты на каждого дошкольника. Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.
Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел», в которой отмечаются достижения детей в течение месяца и стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая «Панорама добрых дел» - метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегать молнию на куртке, рисовать домик…)
Можно оформить коробочку «Деловые хлопоты», которая будет заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «счетовод» и др. поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Этот уголок можно так и назвать «Островок сокровищ» или «Полянка драгоценностей». В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества».
А для творческих работ (картины, вышивки, работ, выполненных в нетрадиционной технике) родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.
В группах раннего возраста у воспитанников может быть свой собственный «оберег» или «ангел сна». Возможно оформление стены «Наши успехи», на которой вывешиваются достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях. Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать «СМС-почта». Для индивидуальных занятий с ребенком можно сделать «Носок дошкольника» в который будут вставляться карточки с фотографией ребенка и индивидуальным заданием.
Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.