тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»
ПРОЕКТ
ПО ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
«ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»
Составила:
старший воспитатель О.Н. Кочнова
2017 г.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
Актуальность
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлекать родителей к совместной деятельности
Тип проекта:
Краткосрочный (срок реализации: февраль-март), информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
Исследовательский
Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
• С детьми: поисково-исследовательские наблюдения, случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; проведение опытов (практических); беседы (конструктивные).
• С родителями: консультации, родительские собрания, участие в проектной деятельности.
• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации, конкурсы, групповые проекты.
Объем проекта:
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с февраля по март.
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к исследованиям, формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группах.
- Сформированы представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях. Создан положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с педагогами ДОУ.
- Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Практическая значимость: Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательны учреждений
Трансляция проекта:
- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный (начало февраля).
2. Основной (февраль-март).
3. Заключительный (март).
Содержание и этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
1. Мониторинг старших дошкольников по критериям опытно-экспериментальной деятельности, обработка полученных данных
2. Изучение методической литературы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
3. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской активности дошкольников»
4. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов ОД с элементами экспериментирования.
5.Самооценка профессионального мастерства педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей
Основной этап.
1.Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголков экспериментирования
2. Реализация перспективного плана по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
3. Разработка картотеки опытов и экспериментов
4. Повышение компетентности педагогов по организации с детьми опытно-экспериментальной деятельности, высокая заинтересованность, творческий подход педагогов в реализации проектной деятельности, в представлении конечных результатов проекта.
5. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Реализация основного этапа
Работа с воспитанниками:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, знакомство с материалами мини-центров.
Примерные темы опытно-экспериментальной деятельности подбираются в соответствии с возрастом воспитанников, предпочтений и интересов. Серия экспериментов может служить основой групповых исследовательских мини-проектов (Приложение 1)
Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка - флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»
Работа с педагогами
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
1.Консультация «Что такое детское экспериментирование?» |
2 февраля |
Кузнецова Н.М. |
2.Круглый стол «Экспериментирование на прогулке» |
9.02 |
Новожилова О.В. |
3.Теоретический семинар «Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности» - «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» |
16.02 |
Шипкова Е.А., Быстрова Е.В., Вахрушина Ю.А. |
4. Педчас «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» |
23.02 |
Старший воспитатель |
5. Выставка методической литературы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников |
В течение месяца |
Старший воспитатель |
6. Анкетирование для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности дошкольников |
В течение месяца |
Старший воспитатель |
7. Подготовка картотеки опытов и экспериментов |
В течение месяца |
Педагоги |
8. Образовательная деятельность с применением опытно-экспериментальной лаборатории. |
27-28 февраля |
Ответственные педагоги групп № 6,9,8 |
9. Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования» |
март |
Ответственные педагоги |
10. Конкурс исследовательских уголков |
март |
Члены комиссии |
11. Конкурс исследовательских работ «Я исследователь» |
март |
Педагоги |
12. Создание кейса методических материалов по теме проекта (в электронном варианте). |
В течение проекта |
Старший воспитатель, педагоги |
Взаимодействие с родителями
Мероприятия |
Группы |
Время проведения |
Ответственные |
1. Групповые родительские собрания по теме «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-исследовательской деятельности» |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
2. Домашнее задание на выходные: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов) и т.д. |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
3. Размещение материала на сайте ДОУ |
все |
В течение проекта |
Педагог-психолог |
4. Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
5. Консультации на тему: - «Роль семьи в развитии исследовательской деятельности дошкольников дома» - «Игра или экспериментирование» - «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
6. Выпуск газеты «Ладушки» |
|
В конце проекта |
Музыкальные руководители |
7. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
8. Оформление папок «Мои открытия» |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
9. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой, коллекциями, макетами |
все |
В течение проекта |
Воспитатели |
1.Повторный мониторинг динамики развития детского экспериментирования
2. анализ и оценка результатов проекта.
3. публикация отчетов по работе на сайте ДОУ
4.Определение новых перспектив.
Дальнейшее развитие проекта:
1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста
2. организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.
3. Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
- разработка программы по дополнительному образованию для воспитанников старшего возраста «Секреты живой природы»;
- оборудование «Метеостанции», «Лаборатории» обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.
Приложение 1
Примерная система проектов, направленных на повышение познавательной активности детей
Блоки |
Темы проектов |
Я в мире людей
|
Проект «Я и мои друзья» |
Проект «Весёлый этикет» |
|
Проект «Час открытий» |
|
Творческий проект «Странное письмо» |
|
Информационно-творческий проект «Верный друг» |
|
Мир вокруг нас |
Проект «Вода вокруг нас» |
Исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем» |
|
Исследовательский проект «Морские обитатели» |
|
Исследовательский проект «Животные нашего края» |
|
Исследовательский проект «Загадочный мир насекомых» |
|
Исследовательский проект «Мой край» |
|
Я и мое здоровье |
Исследовательский проект «Я и моё |
Творческий проект «Окошко в мир» |
|
Исследовательский проект «Моё питание и здоровье» |
|
Исследовательский проект «Путешествие пирожка» |
|
Исследовательский проект «Страна Айболития» |
|
Исследовательский проект «Витамины и здоровье» |