тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
Творческая работа
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа через декоративное рисование»
Выполнила : воспитатель
Кузнецова Н.М.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретическая часть
Глава 2. практическая часть.
2.1. Анализ результатов обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном искусстве…6 стр.
2.2. Цели и задачи работы…………………………………………………...7 стр.
2.3. Этапы работы.
2.3.1. Закрепление навыков и умений детей в рисовании декоративно-прикладного искусства «Городецкая роспись»……………………………8 стр.
2.3.2. Знакомство с новым видом рисования декоративно-прикладного искусства «Гжель»………………………………………………………….9 стр.
2.3.3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»…………………………………………………………………….9 стр.
2.3.4. Знакомство с жостовской росписью………………………………..11 стр.
2.4. Создание предметно-развивающей среды в группе…………………11 стр.
2.5. Работа с родителями…………………………………………………13 стр.
2.6. Сравнительный результат обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном искусстве………………………………………………………………….14 стр.
Вывод……………………………………………………………………...16 стр.
Литература………………………………………………………………17 стр.
Приложение……………………………………………………………...18 стр.
«К народным традициям
должно быть
величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать
всей душой,
их надо осваивать»
А.Б. Салтыков.
Введение
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности к миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развитие его художественно-творческих способностей. Говоря о народном искусстве, И.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста , дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Глава 1. Теоретическая часть
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развития эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности.
Источником творчества родного мастерства является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото из хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что они были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери.
А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Исследователи отмечают, что Богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися.
Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сына или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно по этому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Русское декоративное искусство, отражающее национальные традиции, нравственно-эстетические идеалы народа, веками складывавшиеся представления о прекрасном сохранило до наших дней значение живого художественного наследия. Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром, эстетическое и этическое содержание всегда сочетаются в его творениях, наполняя их особой человеческой значимостью.
В старшем дошкольном творчестве происходит знакомство детей с Городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Городецкая роспись
Название Городецкого промысла пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и были вынуждены обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали изготавливать донца-доски для прялок. Эти донца украшали сначала резьбой, а потом и росписью. В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали луковой шелухой, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом при окрашивании использовали красный и синий цвета. Сюжетами росписи для Городецких мастеров служила сама жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с Городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными , что кажется, что кажется, что бутоны вот-вот раскроются.
Когда спрос на прялки упал, Городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, блюда, тарелки.
Хохломская роспись
Одним из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву, которое относится к самобытнейшим проявлениям народного творчества является хохломская роспись. Село Хохлома находится к северо-востоку от Нижнего Новгорода, именно в нем и родилась знаменитая техника росписи деревянной посуды. В Хохломе посуду расписывали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Вырезанную вещь сначала покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а позже алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основным рисунком хохломской росписи служил растительный орнамент – колосья, цветы, ягоды, листья, украшенный легкими травками, ресничками, завитками, усиками.
Гжель
Еще одна роспись, с которой познакомились дети в старшей группе, является гжельская роспись. Появилась она в селе Гжель под Москвой. Гжельские изделия легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В Гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см на тему народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ результатов обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном искусстве.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческого начала и каждый малыш может с нашей поддержкой ощутить радость преодоления и радость открытия. Главное не упустить время. В дошкольной педагогике есть фундаментальные теоретические работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.С. Комаровой и др., посвященные этой проблеме. Однако на практике не в полной мере используются все стороны развития творческих способностей детей. Рисунок нередко используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Это свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии дошкольника. Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для детей очень много, поэтому для нас был очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности.
В соответствии с дифференцированным подходом нами была проведена диагностика обследования умений, уровня развития творческих способностей детей.
В результате анализа мы получили следующие результаты:
Количество детей |
Анализ результатов обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей |
Высокий уровень 32% (6 детей) |
Дети четко передают форму, пропорции элементов росписи. При выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Может самостоятельно расписывать выбранные формы. |
Средний уровень 50% (10 детей) |
При выполнении узора просматривается частичное несоответствие. Вносит незначительные элементы при выполнении узора. Есть погрешности в цвете, форме, композиции. |
Низкий уровень 18% (3 ребенка) |
Ребенок полностью копирует изделие. При выполнении узора наблюдается большое несоответствие, значительные нарушения характера росписи. |
Результаты диагностики оценивали по трехбалльной системе. Оценка «3» - высокий уровень – ставили тем детям, которые четко следовали стилю росписи, могли самостоятельно расписывать новые формы, передавать реальный цвет предметов и образцов народного искусства. Оценка «2» - средний уровень – ставили тем детям, у которых просматривается частичное несоответствие узора; есть погрешности в цвете, форме и композиции. Оценка «1» - низкий уровень – ставили тем детям, у которых при выполнении узора наблюдается большое несоответствие, значительные нарушения характера росписи.
Анализируя полученные результаты мы увидели разный уровень развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном искусстве, что многие дети затрудняются дополнить узор новыми элементами. Некоторые из них полностью копируют заданное изделие. При выполнении узора наблюдаются значительные нарушения характера росписи. Это может свидетельствовать о внутренней зажатости ребенка, его неумении отобразить задуманное на бумаге.
По результатам уровня обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей и анализа методической литературы мы определили цель и задачи нашей работы.
2.2. Цели и задачи работы
Цель: Способствовать развитию духовно-нравственных качеств дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Определив цель, мы выделили этапы работы и поставили следующие задачи:
2.3. Этапы работы
2.3.1. Закрепление навыков и умений детей в рисовании декоративно-прикладного искусства «Городецкая роспись»
В старшей группе дети познакомились с городецкой росписью. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Перед тем как дети приступили к рисованию, мы рассказали им о промысле, рассмотрели городецкие изделия.
Затем познакомили детей с простейшими элементами узора. Дети учились рисовать дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки.
Все элементы городецкой росписи дети рисовали сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом.
Затем дети познакомились с традиционным элементом городецкой росписи – «розаном». Вначале они упражнялись в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок). Потом дети пробовали рисовать розан на бумаге. Рассматривая различные цветочные орнаменты на городецких изделиях, дети обратили внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.
Также дети освоили другие элементы городецкой росписи: «купавка» и «бутон». Следует заметить, что «купавка» - это цветок со смещенным центром.
Познакомившись с элементами городецкой росписи дети создавали свои композиции, учились располагать узор на полосе.
К концу года дети научились добиваться композиционного размещения узора на разделочных досках, гармонично размещать детали на заданной форме.
2.3.2. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства «Гжель»
Гжель! Послушайте как звучит это мелодичное слово, будто бубенчик разливается развеселой песней.
Перед освоением техники данной росписи мы познакомили детей с самим искусством гжельской росписи, рассмотрели гжельские изделия (посуда, сувениры), различные иллюстрации.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. За волшебный цвет росписи гжель называют незабудковой, васильковой.
На данном этапе знакомства с росписью выделяют характерные элементы гжельских орнаментов (линии, точки, капельки, усики). Дети пытаются создать свои композиции, учатся гармоничному расположению элементов рисунка.
На занятии было предложено украсить гжельским узором посуду для куклы. Дети учились выделять кайму и середину предметов, совершенствовали навыки расположения узора в соответствии с формой и предметом; развивали свое творчество и фантазию.
2.3.3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством «Золотая Хохлома»
Хохломская роспись – уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве. Название хохломской промысел получил от села Хохлома – бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел.
Издавна в малых деревнях делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарку в разные города посуду развозили, продавали и кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо-блюдо, да чашки-ложки?!». А их спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
С этим удивительным промыслом мы познакомили детей нашей группы. Работа над росписью по хохломским мотивам включает в себя решение следующих задач:
1) Изучение техники росписи хохломских мастеров.
2) Изучение цветового решения в работах хохломских мастеров.
3) Составление композиции с применением хохломских мотивов.
4) Изучение материалов для росписи.
5) Исполнение росписи.
Знакомство с хохломской росписью целесообразно начинать со средней группы. Само название при этом детям не дается, но при рассматривании изделий, репродукций, рисунков следует обращать внимание на некоторые элементы росписи.
Более подробно с хохломской росписью мы познакомились в подготовительной группе. Рассматривая изделия, дети заметили, что в росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
Мы познакомились с цветами, которые используются в хохломской росписи. Каждый цвет имеет глубокий смысл. Красный – красивый. Исконно русский цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега. Золотой – свечение Солнца. Черный – цвет земли, изобилия и мудрости. А зеленый – цвет травы, цветущей природы и вечной молодости!
После этого мы перешли к ознакомлению детей с простейшими элементами росписи: завиток, травка, ягодка. Освоив эти элементы, дети стали создавать простейшие узоры.
На летний период родителям было дано задание: понаблюдать вместе с детьми за ягодками малины, смородины, клубники. Необходимо было научить детей смотреть на ягоды как на возможный составной элемент узора. На следующий день, во время прогулки, я нарисовала простейший узор этой росписи. Дети сделали его из шишек, мха и ягод бузины. Получившийся узор привел детей в восторг.
К подготовительной группе дети уже имели небольшой объем знаний об этой росписи.
Большое внимание в подготовительной группе мы уделяли утренним беседам. Дети с удовольствием слушали рассказы о «Золотой Хохломе», вспоминали основные элементы росписи. Передавая из рук в руки хохломскую ложку, дети делились своим настроением с окружающими.
На занятиях по рисованию дети могли уже создавать более сложные узоры. Многие из них научились располагать узор по форме.
В процессе работы стало ясно, что одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее – народной музыки и декоративно-прикладного искусства. На музыкальном занятии дети изучали народные песни, одна из которых («Расписная ложка») стала для них любимой.
На многих занятиях часто используется художественное слово, которое оказывает огромное воспитательное воздействие на ребенка.
В свободной деятельности дети закрепляли полученные знания в дидактических играх. Они выделяли основные цвета данной росписи, выкладывали узор из цветных ниточек, составляли узор росписи из пазлов. Все эти игры упражняют руку, способствуют выработке двигательных навыков, развивают графические умения, мелкую моторику рук, творчество.
2.3.4. Знакомство с жостовской росписью
Жостовский художественный промысел – замечательное явление в русском народном декоративном искусстве. С этой росписью я планирую познакомить ребят в подготовительной группе.
Сначала лаковые подносы делали на Урале, в Нижнем Тагиле. Позднее, в XIX веке подносы стали изготавливать в Подмосковье, в селе Жостово. Сначала делают заготовки из жести разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, с неровными краями, их называют гитарные). Долго подготавливают для росписи. Мастера все цветы рисуют по нескольку раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, второй и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Мастера рисуют цветы, букеты, гирлянды, натюрморты и т.д. Затем подносы покрывают лаком, чтобы они блестели. А букет как бы лежит на подносе. По краям подносов нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.
Жизненная сила жостовского искусства основывается на верности традициям и творческом поиске. Оно не стоит на месте, а видоизменяется, подчиняясь дыханию времени.
2.4. Создание предметно-развивающей среды в группе
Для успешной организации духовно-нравственного воспитания детей на культурных традициях своего народа необходимо создание развивающей среды. Роль среды состоит в том, чтобы помочь ребёнку его собственный потенциал. Внешние предпосылки развития личности детей дошкольного возраста в значительной мере определяется предметно-развивающей средой, в которой осуществляется их деятельность.
Развивающая среда с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. Именно среда должна создавать все условия для благополучного развития ребенка. Она должна обязательно строится с учетом возможностей детей, общаться со сверстниками и взрослыми, должна давать ребенку возможность воображать, придумывать, творить.
Эффективность работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях своего народа в процессе декоративного рисования во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателей и детей. Исходя из всего этого, основная задача на начальном этапе нашей работы – создание развивающей среды, подбор материала и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.
Для изобразительной деятельности мы отвели специальное место, красочно его оформили. В уголке присутствуют предметы народного творчества. Здесь можно отправиться в удивительный мир «Золотой Хохломы». Здесь же присутствует весь наглядный материал:
Весь материал и оборудование разместили в доступном для детей месте.
Среда и условия взаимодействия всех участников процесса воспитания строились таким образом, чтобы каждый ребенок мог реализовать свой путь развития. Дети свободно могли выбирать материал и формы его освоения.
В группе оформлен мини-музей «Русская изба». Оборудование музея – это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, с семейными ценностями, познавательные рассказы взрослых. Русская изба пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома. Содержанием выставки является произведение народно-прикладного творчества. Здесь и предметы городецкой росписи и «Золотая Хохлома», глиняные кувшины, свистульки, домотканые коврики, полотенца, кружева и даже старинные фотографии. Дети часто собираются в избе и рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства.
В группе имеются театральные уголки и уголки ряжения. Здесь также элементы русского народного творчества: жостовские подносы, ложки расписанные хохломской росписью, свистульки. Девочки любят наряжаться в русский народный костюм, примеряют кокошники, играют на музыкальных инструментах.
В уголке развития речи так же отражена работа по народному творчеству. Здесь присутствуют альбомы с художественным словом по народным промыслам.
Не хотелось бы оставить без внимания уголок патриотического воспитания. В ближайшем будущем планирую создать альбом «Города народных мастеров», где будут отражены различные виды народных промыслов и их города.
2.5. Работа с родителями
Любая воспитательная и образовательная работа в детском саду, без участия родителей может оказаться напрасным трудом, поэтому одним из направлений нашей работы стало взаимодействие с семьей.
Родители нуждаются в помощи и поддержке собственных детей. Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.
Главная наша цель – помочь родителям развивать в ребенке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать свои творческие замыслы в изобразительной деятельности и анализировать результаты.
Для того, чтобы осуществлять тесное сотрудничество с родителями мы использовали следующие формы работы
- консультации «Искусство и ремесло», «Почему он не рисует?», на которых обсудили такие вопросы:
1) В каком возрасте нужно развивать творческие способности детей?
2) Как приобщить ребенка к искусству?
3) Как создать условия, необходимые для развития творческих способностей детей?
4) Почему ребенок отказывается рисовать?
5) Как заинтересовать ребенка декоративным рисованием?
Информационные листы на стенде, которые периодически сменялись разнообразной информацией: «Малыш и рисование», «Искусство и ремесло», «Рисуем, творим, играем», «Золотая Хохлома», «В музей с ребенком».
Организовывали для родителей выставки детских работ «Сине-голубая гжель», «Веселый Городец», «Золотая Хохлома».
Интересной формой работы с родителями стали посиделки «В мире Хохломы». Перед началом посиделок взрослый (воспитатель-мастерица) вместе с детьми и другими присутствующими определили для чего они собрались. Воспитатель ведет рассказ о народном промысле, о некоторых семейных традициях). Посиделки состояли из трех частей: в первой – познавательный рассказ Мастерицы, беседа с детьми, во второй – практическая деятельность детей и взрослых (дети расписывали хохломской росписью ложку для Жихарки; в третьей – творческие, игровые, музыкально-литературные занятия (дети пели песни о «Расписной ложке», частушки).
Посиделки интересны слиянием индивидуального творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально.
Добровольность и собственный интерес создают эмоционально насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
2.6. Сравнительный анализ результата обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей в декоративном рисовании
В середине учебного года нами была проведена повторная диагностика обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей в декоративном рисовании.
Количество детей |
Анализ результатов обследования умений, навыков, уровня развития творческих способностей детей |
Высокий уровень 59% (11 детей) |
Дети четко передают форму, пропорции элементов росписи. При выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Может самостоятельно расписывать выбранные формы. |
Средний уровень 36% (7 детей) |
При выполнении узора просматривается частичное несоответствие. Вносит незначительные элементы при выполнении узора. Есть погрешности в цвете, форме, композиции. |
Низкий уровень 5% (1 ребенок) |
Ребенок полностью копирует изделие. При выполнении узора наблюдается большое несоответствие, значительные нарушения характера росписи. |
Данные показали: детей с высоким уровнем умений и навыков 59%, т.е. 11 человек, по сравнению с началом работы, это на 27% выше; со средним уровнем – 36% - 7 человек, что на 14% ниже; с низким уровнем 5% - 1 ребенок, что на 13% ниже. Это отчетливо видно из результатов анализа в представленной таблице.
Обработка и анализ полученных данных показали более высокие результаты, чем в начале года. Это еще раз подтверждает результативность обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей.
Итоги заключительной диагностики показали, что уровень развития навыков, творческих способностей детей позволяет им раскрепоститься в передаче своих замыслов, преодолевая робость, страх перед рисованием, перед тем, что у них ничего не получится, дети уверены в своем успехе.
Сравнительный анализ творческого развития детей
Вывод
Проведя работу по ознакомлению детей с культурными традициями своего народа через декоративное рисование, можно видеть, что данная тема вызывает у детей положительные чувства и эмоции. За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря их умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми мы видели, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияет на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение той или иной росписи, находя сходства и различия, тем больше его узор насыщен характерными деталями этой росписи. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.
В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведения народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.
Литература
2. Викулина М. А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения» - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138с.
3. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий». – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. -152с.
4. Кокуева Л. В. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», методическое пособие. – М.; АРКТИ, 2005. – 144с.
5. Комарова Т.С. «Народное искусство воспитания детей». Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. М.; Издательство «Российское педагогическое агенство», 1997. – 208с.
6. Ковальская Е.Г. «Художественное воспитание в детском саду», М.; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. – 155с.
7. Новицкая М.Ю. «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду. М.; Линка-Пресс, 2003 – 200с.
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.; ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 128с.
9. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях». – М.; ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 112с
Приложение
Дидактические игры
Цель: Учить детей распознавать цвета и оттенки ленточек, используемых в городецкой росписи.
Цель: Учить детей собирать узор, соотнося рисунок с образцом. Закреплять элементы хохломской росписи.
Цель: Учить детей выкладывать на ковролине (круглой и квадратной формы) узоры городецкой росписи с помощью ниток. Закреплять названия геометрических форм, элементы городецкой росписи. Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Учить детей выкладывать хохломской узор на выбранной форме. Развивать мелкую моторику рук, детское творчество.