
Содержание:
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
- ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ В I ПОЛОВИНЕ ДНЯ
- ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВО II ПОЛОВИНЕ ДНЯ
- ЗАЩИТА ПРАВ ВОСПИТАННИКОВ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящие Правила внутреннего распорядка воспитанников (далее по тексту – Правила) – локальный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения педагогов и воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Ладушки» (далее по тексту – Учреждения).
1.2.Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским, Семейным кодексом, Федеральным Законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», локальными актами Учреждения.
1.3.Настоящие Правила определяют внутренний распорядок воспитанников Учреждения; регулируют режим организации воспитательно-образовательной деятельности и призваны обеспечить безопасность и успешную реализацию целей и задач, определенных Уставом Учреждения.
1.4.Соблюдение правил внутреннего распорядка обеспечивает эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, а также комфортное пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении.
1.5.Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.
1.6.Настоящие Правила приняты на педагогическом совете, утверждены приказом заведующего.
1.7.В Учреждение принимаются дети в возрасте от 1,5 лет до 7 лет.
1.8.Группы дошкольного возраста имеют общеразвивающую направленность.
1.9.Учреждение в соответствии с лицензией реализует основную общеобразовательную программу Учреждения.
1.10.Учреждение обеспечивает реализацию основных задач дошкольного образования:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение физического, познавательного, речевого, социально – коммуникативного, художественно – эстетического развития детей;
- воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.11.Образование и воспитание в Учреждении ведётся на русском языке.
1.12.Учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- выполнение функций, определенных настоящим Уставом;
- реализацию в полном объёме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- качество реализуемых образовательных программ;
- соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
- жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса.
1.13.Учреждение обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, и действующим законодательством РФ. Ребенку гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм психического и физического насилия, защита достоинства;
- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;
- воспитание и обучение в рамках государственного образовательного стандарта;
- получение дополнительных образовательных и медицинских услуг;
- предоставление оборудования, игр, игрушек и учебных пособий.
- Администрация и педагоги Учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье детей в соответствии с действующим законодательством.
- РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Режим работы Учреждения и длительность пребывания в нем детей определяется Уставом детского сада. Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Группы функционируют в режиме полного дня с 6.00 – 18.00 (группы 12 – часового пребывания детей); с 6:30 до 17:00. (группы 10,5- часового пребывания детей).
- Количество групп определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости, установленной действующим законодательством.
- Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности устанавливается в зависимости от возраста детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. и условиями Учреждения. Количество детей в группах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой): для групп раннего возраста не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, для дошкольных групп не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
- В группы зачисляются дети одной возрастной группы.
- Учреждение имеет право объединять группы в случае необходимости в летний период (в связи с низкой наполняемостью групп, отпуском родителей).
- Учреждение организует гибкий режим для воспитанников в адаптационный период.
- Посещение воспитанниками учреждения может быть приостановлено в следующих случаях:
- текущего ремонта по предписанию государственных надзорных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора;
- капитального ремонта по распоряжению Учредителя;
- в случае наложения карантина на группу, приём воспитанников после домашнего режима или больничного, приостанавливается.
- Основу режима составляет установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственно образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников, соответствует гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса и предусматривает:
- четкую ориентацию на возрастные особенности детей;
- опору на индивидуальные физиологические и психические возможности воспитанников, что проявляется в целесообразном соотношении четкого и подвижного распределения времени в режиме дня;
- выделение достаточного количества времени для сна и прогулки, строгое соблюдение интервалов между приемами пищи;
- наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной деятельности детей;
- учет климатических условий (в течение года режим дня меняется дважды): в отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
- Режим скорректирован с учетом работы Учреждения, контингента воспитанников и их индивидуальных особенностей, климата и времени года в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Режим обязателен для соблюдения всеми участниками образовательного процесса.
- Образовательный процесс в Учреждении осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.:
- продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 мая;
- летний оздоровительный период – с 1 июня по 31 августа (каникулярное время).
- В летний оздоровительный период педагоги направляют свою работу на оздоровление детей: проводят закаливающие мероприятия на открытом воздухе, организуют игры с песком и водой.
- В летний оздоровительный период ОД не проводится. Педагоги осуществляют образовательную деятельность через совместную и самостоятельную деятельность.
- В летний оздоровительный период педагоги проводят праздники и развлечения для детей согласно плану летне-оздоровительной работы ДОУ.
- ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Ежедневный утренний прием детей осуществляется с 6.00 ч. (при 12-часовом пребывании) и с 6:30 (при 10,5 – часовым пребыванием воспитанников), организуется в помещении или на свежем воздухе, в зависимости от возраста детей и погодных условий. Если воспитатель начинает работу с новой группой детей, которые не очень хорошо его знают, или с трудом расстаются с близкими, целесообразнее организовать прием в помещении, где легче отвлечь детское внимание
- Утренний прием проводится воспитателем, который опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, с занесением данных в тетрадь приема детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) и во время карантина ребенку проводится термометрия, осмотр кожных покровов, зева.
- Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание (сыпь, сильный кашель, насморк, повышение температуры, рвота, диарея) не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.
- После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в Учреждение только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
- Еженедельно во время утреннего приема медицинский работник организует осмотр воспитанников на педикулёз, с занесением данных в специальный журнал.
- Приём лекарств в учреждении запрещён.
- Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным медицинским персоналом и медицинским персоналом, который закреплён органом здравоохранения за учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания детей дошкольных групп. Учреждение предоставляет соответствующее помещение и обеспечивает необходимые условия для работы медицинских работников. Учреждение осуществляет контроль работы медицинских работников в целях охраны и укрепления здоровья детей.
- Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания по нормам, установленным для детей раннего и дошкольного возраста.
- Питание осуществляется в соответствии с примерным 10 (15)-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим Учреждением.
- Родители (законные представители) могут получить информацию об ассортименте питания ребенка на специальном стенде, в приемных групп.
- Круглогодично, непосредственно перед реализацией, медицинским работником осуществляется витаминизация третьего блюда (компот, кисель и т.п.).
- Контроль над качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал Учреждения.
- Успешное решение задач оздоровления и физического развития дошкольников возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре).
- Режим первой половины дня предусматривает проведение развивающей гимнастики, включающей в себя упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, элементы зрительной гимнастики.
- Перед завтраком проводится утренняя гимнастика. В группе раннего возраста гимнастика проводится в групповом помещении, в дошкольных группах – в спортивном зале или при благоприятных погодных условиях - на свежем воздухе.
- В летнее время при благоприятных погодных условиях в группах раннего возраста и дошкольного возраста утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе.
- Комплекс утренней гимнастики включает в себя разнообразные виды ходьбы и бега, комплекс общеразвивающих упражнений с предметами или без предметов. Разрабатывается 2 комплекса утренней гимнастики на месяц.
- Система закаливающих мероприятий в Учреждении включает в себя:
- босохождение (после сна, во время двигательной деятельности, на прогулке в летнее время года);
- облегченная одежда детей;
- сон без пижам и маек;
- полоскание полости рта;
- обширное умывание;
- обливание ног.
- При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
- Нетрадиционные формы оздоровления включают в себя:
- фитонцидотерапию (включение в пищу лука, чеснока, изготовление чесночных бус во время неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания).
- Все закаливающие и оздоровительные мероприятия проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей дошкольников, состояния их здоровья, погодных условий и рекомендаций врача.
- В середине ОД статического характера проводятся физкультурные минутки, которые снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
- ОД по физическому воспитанию проводится 3 раза в неделю для детей в возрасте от 1,5 – 7 лет, из них 1 раз в неделю для детей 5-7 лет на открытом воздухе (п.12.4; 12.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).
- В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- В младшем возрасте они должны доставлять удовольствие, научить детей ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
- Формы организации ОД по физическому воспитанию:
- Занятия по традиционной схеме.
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
- Сюжетно-игровые занятия.
- Способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, поточный, индивидуальный. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
- Структура ОД по физическому воспитанию:
- Вводная часть включает в себя построения и перестроения, чередования различных видов ходьбы и бега.
- Основная часть состоит из основных общеразвивающих упражнений, заданий на развитие основных видов движений (в младшем возрасте – 2, в старшем – 3 вида движений), подвижной игры.
- В заключительной части проводится игра малой подвижности, упражнения на расслабление, восстановление дыхания, развитие внимания.
- Организация двигательной активности детей на прогулке.
- В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
- Подвижные игры и физические упражнения: на утренней прогулке (в младшей группе - 6-10 мин, в средней группе - 10 мин, в старшей и подготовительной группах - 25-30 мин.); на вечерней прогулке (в младшей и в средней группах - 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах - 12-15 мин.).
- Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
- Организация самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
- Индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).
- Выбор времени проведения физкультурных упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
- В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)
- Упражнения детей в основных видах движений организуется по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.
- Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.
- На прогулке проводятся подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца планируется проведение 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучивается 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
- Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-4 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
- Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
- Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
- В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
- Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
- Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.
- Пробуждение после дневного сна – благоприятный момент для насыщения жизни ребенка движениями. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. После сна проводится бодрящая гимнастика пробуждения с элементами закаливания (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
- В течение дня воспитатель создает условия для самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей, является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
- В Учреждении проводятся физкультурно-массовые мероприятия: день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры-соревнования, эстафеты, спартакиады.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
И ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ В I ПОЛОВИНЕ ДНЯ
- Основная задача педагогической работы во время утреннего приема – обеспечение психологического комфорта, включение детей в общий ритм жизни детского сада, создание у них бодрого, жизнерадостного настроения. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность, желание посещать детский сад. Особого внимания требует ребёнок, впервые пришедший в детский сад.
- Чтобы быстрее отвлечь ребенка, следует переключить его внимание: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, организовать игру.
- Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящей ОД: если запланированы занятия, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность; если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.
- В утренний отрезок времени воспитатель вовлекает детей в различные виды деятельности, формируя привычку быть занятым:
- игровую деятельность (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, на развитие мелкой моторики, настольно-печатных игр-забав дидактические игры),
- познавательную деятельность (наблюдения в природе и за явлениями общественной жизни: за комнатными растениями, явлениями природы, трудом взрослых; рассматривание предметов, иллюстраций и репродукций; короткие беседы на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы.),
- двигательную деятельность (игры малой подвижности),
- трудовую деятельность (повседневный труд, дежурства, труд в уголке природы), работа по привитию детям культурно-гигиенических навыков (пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным) и правил этикета (здороваться, быть вежливыми и дружелюбными в обращении друг с другом).
- свободную деятельность детей (создание условий для пользования пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирования из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала и т.п.).
- индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности: развитию речи, исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, развитию основных видов движений, специальной работы с малоактивными и замкнутыми детьми в форме бесед и поручений. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий.
- Режим первой половины дня предусматривает проведение развивающей и утренней гимнастики.
- ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
- Режим дня – физиологически обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. Умывание, питание и дневной сон – режимные моменты жизнедеятельности детей в Учреждении.
- Цель режимных моментов – сохранение и укрепление здоровья, закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, профилактика заболеваний, физическое и умственное развитие детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
- Требования к продолжительности режимных моментов:
- На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей.
- На завтрак – от 15 до 25 минут, на обед и полдник – от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока – 10 минут, в зависимости от возраста детей.
- Продолжительность дневного сна детей 1 младшей группы составляет не менее 3-х часов, в группах дошкольного возраста – 2-2,5 часа.
- Организация гигиенических процедур:
- Перед умыванием или мытьем рук воспитатель проверяет температуру воды.
- Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой – в туалетной комнате.
- В умывальную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине.
- Навыки умывания, формируемые у детей:
- взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;
- создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;
- смыть мыло водой;
- отжать руки над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;
- взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;
- при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.
- Организация питания:
- Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности.
- Со II младшей группы организуется дежурство детей: дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы.
- Требования к сервировке стола:
- сервировка стола должна вызывать неосознанное желание быть аккуратным;
- перед местом ребенка ставится тарелка, кладутся столовые приборы (справа нож (со второго полугодия средней группы), ложка, слева вилка);
- выше тарелки ставится блюдце, на него – чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);
- в центр стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека). При подаче бутербродов с маслом, джемом и т.д., в старших и подготовительных группах содержимое бутерброда не намазывается, а кладется на край ломтика хлеба, для того, чтобы дети самостоятельно приготовили себе бутерброд с помощью ножа.
- После сервировки стола дежурные первыми садятся за стол.
- Помощник воспитателя разливает компот (чай, кофе и т.д.), затем первое блюдо (суп, каша), поставив кастрюлю на стул рядом со столом. Если на завтрак или на ужин подается нежидкое блюдо, раздача осуществляется на раздаточном столе, а затем разносится на столы (в старшем возрасте – с помощью дежурных).
- Воспитатель организует гигиенические процедуры.
- После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кисти рук на столе, локти прижаты к телу).
- При организации питания необходимо соблюдать следующие требования:
- перед ребенком должно находиться только одно блюдо;
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
- не допускать громких разговоров и громкого звучания музыки;
- не допускать понуканий, поторапливания, насильного кормления детей;
- не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;
- хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;
- не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов; не фиксировать во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминать, что у кого не получается, чтобы потом задать ему правильный алгоритм действий.
- Навыки приема пищи, формируемые у детей:
- брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;
- не разговаривать во время еды;
- вытирать руки и рот бумажной салфеткой;
- правильно пользоваться столовыми приборами.
- Помощник воспитателя осуществляет раздачу второго блюда на раздаточном столе. После того, как дети съели первое, помощники воспитателей (в старших группах – дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.
- После приема пищи дети убирают за собой посуду: вторая младшая группа – чашку и блюдце, средний и старший возраст – всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов. Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы. Помощник воспитателя моет столы.
- Организация дневного сна:
- Перед сном спальня проветривается.
- Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:
- снимают обувь;
- носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты или брюки помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула.
- Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур. Затем идет в спальню.
- Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п.
- В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна или пижаму, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). Детям раннего и младшего возраста помогает укладываться спать воспитатель.
- Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть.
- Во время сна один из воспитателей должен постоянно находиться в спальне с детьми, наблюдать за их дыханием.
- Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели).
- Режим второй половины дня предусматривает проведение гимнастики пробуждения с элементами закаливания и коррегирующими упражнениями.
- Дети старших групп помогают застилать постель: поправляют простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.
- Дети выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
- Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Образовательная деятельность в группе раннего возраста начинается с 8 часов 50 минут, у дошкольников в 9 часов 00 минут.
- Расписание образовательной деятельности (далее по тексту – ОД) составляется в строгом соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26.
6.3.В группах детей дошкольного возраста устанавливается максимальный объем нагрузки детей во время занятий, соответствующий требованиям СанПиН. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.
6.4.Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.
6.5.Продолжительность ОД составляет:
- в I младшей группе – 10 минут;
- во 2-младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут
- в подготовительной к школе группе –30минут.
6.6.В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерыв между периодами ОД составляет 10 минут (п.11.12 СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младших и средних группах не превышает 2-х (30 и 40 мин. соответственно), а в старшей и подготовительной 3-х занятий (45 мин. и 1,5 часа соответственно).
6.8.Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
- Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
- Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.д.
- ОД организуется в групповых комнатах, коррекция звукопроизношения осуществляется учителем-логопедом в логопедическом кабинете.
- ОД проводится со всей группой, в группах раннего возраста – по подгруппам.
- Образовательный процесс в Учреждении не сводится только к ОД, он растянут в режиме всего дня.
- Содержание деятельности строится с учетом современных требований к организации жизни воспитанников с учетом возрастных особенностей детей.
- Модель образовательного процесса в Учреждении предусматривает две составляющие:
- совместная деятельность взрослого и детей (образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная); образовательная деятельность в режимных моментах; взаимодействие с родителями, социальными партнерами;
- самостоятельная деятельность дошкольников.
- Совместная деятельность взрослого и детей в процессе ОД и режимных моментов организуется в соответствии с основными тезисами:
- ориентированности на динамику работоспособности детей в течение дня, недели;
- рациональности соотношения эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки на ребенка;
- индивидуального подхода к ребенку при регулировании умственной и физической нагрузки;
- совместная деятельность взрослого и детей строится на основе партнерских взаимоотношений, включения воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
- основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра;
- учет принципа сезонности, обеспечение взаимосвязи планируемой образовательной деятельности с повседневной жизнью ребенка в детском саду, знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности.
- Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовании выделяется несколько системообразующих факторов:
Образовательные области. Образовательный процесс организуется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования на основе комплексно-тематического планирования по 5 образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательные области не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменение формирования качеств личности дошкольника.
- Интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. Интеграция предполагает не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую. Комплексно-тематический принцип позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы. Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам.
- Интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены все участники образовательного процесса. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
- Применение принципа интеграции предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего достижение целевых ориентиров дошкольного образования, гармоничное вхождение дошкольника в социум.
- Принцип интеграции реализуется через использование разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
- Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В ходе таких ОД обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности и смену динамических пауз (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихотворений, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием).
- Основополагающие причины актуальности применения интегрированного подхода:
- Интегрированное обучение способствует формированию у
детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие
способности, тогда как разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- В ходе образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников, они побуждаются к активному познанию окружающей
действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Нестандартная форма проведения ОД, использование различных видов деятельности в ходе ОД поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной её эффективности.
- За счет усиления связей между образовательными областями высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
- ОД в Учреждении строится с учетом принципов:
- научность,
- проблемность,
- наглядность
- познавательность,
- доступность,
- систематичность,
- последовательность,
- четкость, компактность, большая информационная емкость
- постоянность,
- развивающий характер обучения,
- воспитывающий характер обучения.
- В процессе ОД решаются задачи:
- Образовательная: повышать уровень знаний, умений и навыков ребенка.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
- Формы организации ОД:
Детская деятельность
|
Формы работы
|
Двигательная
|
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Элементы аэробики
|
Игровая
|
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
|
Продуктивная
|
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
|
Чтение художественной литературы
|
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
|
Познавательно-исследовательская
|
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
|
Коммуникативная
|
*Беседа *Ситуативный разговор *Речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
|
Трудовая
|
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
|
Музыкально-художественная
|
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры
|
- В ходе ОД применяются методы и приемы активизации детей:
- Наглядные:
- Рассматривание наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, картин, рисунков, книг, альбомов).
- Использование технических средств (диафильмов, аудиозаписей, видеофильмов).
- Использование произведений искусства.
- Использование образцов художественных промыслов.
- Моделирование, конструирование, построение объектов, использование плана, схемы, чертежа.
- Наблюдение, циклы наблюдений.
- Словесные:
- Рассказ воспитателя, беседа (предварительная, итоговая, рассуждение, объяснение способа действия, предложение (ситуации, способа…), прямое повторение, повторение на опосредованном уровне.
- Планирование, распределение, обсуждение обязанностей, прогнозирование результатов действия, перспектива на последующую деятельность.
- Элементарный анализ и синтез, сравнение по контрасту, сходству, классификация, группировка, сериация.
- Вопросы к детям, обобщение воспитателя, дополнение ответа
- Проблемно-поисковое обучение, установление причинно-следственных связей, разбор, решение и составление проблемных ситуаций, анализ свойств объекта.
- Привлечение личного опыта детей, подтверждение или опровержение гипотезы примерами из личного опыта.
- Стимулирование детских вопросов, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы, оценка, уточнение, коррекция представлений.
- Создание воображаемой ситуации, придумывание сказок.
- Эмоциональная окрашенность информации, юмор, шутка.
- Символизация (переведение полученных знаний в символы)
- Формы организации – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
- Направление внимания на объект, детали
- Практические:
- Сюрпризный момент, игровая ситуация, игровой прием, внесение и обыгрывание игрушки, персонажа театра
- Упражнение детей, игровые упражнения
- Опытническо-экспериментальная деятельность, сенсорное обследование
- Трудовая деятельность, детское творчество (рисование) по итогам занятий, изготовление поделок
- Формы – целевые прогулки, экскурсии, путешествия, КВН, интервью, соревнования, праздники
- Проведение физкультминутки
- Психологические тренинги (тренинг эмоций)
- Театрализованная деятельность
- Естественно возникающие и специально созданные ситуации
- Связь с практической деятельностью, применение знаний в сходной ситуации
- Создание предметной среды, размещение и оформление материала
- Структура проведения ОД:
- Вводная часть:
- организация детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
- создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
- Основная часть.
- Интеллектуальная деятельность детей, выполнение учебных задач на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. В процессе данной части ОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
- Практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
- Заключительная часть. Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
- В зависимости от раздела обучения, от целей ОД методика проведения каждой части ОД может быть различной. После проведения ОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
- Итогом проведения образовательной деятельности в Учреждении являются результаты освоения образовательной программы дошкольниками в виде целевых ориентиров:
- Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
- Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ
- Прогулка является средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе развивает двигательные возможности, способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников, оказывают закаливающее воздействие на организм, положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита.
- Виды прогулки (по месту проведения):
- на участке Учреждения;
- пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
- в функциональных помещениях Учреждения (в актированные дни).
- Виды прогулок (по содержанию):
- традиционная;
- тематическая;
- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);
- Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой. В разных возрастных группах длительность и время выхода на прогулку регулируется утвержденным режимом дня. График составляется с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13, температуры воздуха, силы и направления ветра. В условиях дискомфортной погоды в осенне-зимний период при температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулок сокращается. Прогулка отменяется при температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 15м/сек. для детей 4 лет. Для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 градусов и скорости ветра более 15м/сек. Продолжительность прогулки может сокращаться с учетом состояния здоровья детей конкретной группы и рекомендациями медицинских работников.
- Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий и старшая медицинская сестра на основании состояния погодных условий или распоряжений вышестоящих органов (в связи с возникшей непредвиденной ситуацией) и доводит его до сведения воспитателей.
- В летний период необходимо обеспечить максимальное количество времени пребывания детей на свежем воздухе. Однако нельзя допускать в жаркие дни длительное пребывание детей под воздействием прямых солнечных лучей, следить за наличием головного убора у каждого ребенка, организовывать разнообразную деятельность в полосе светотени.
- В весенне-летний период во время проведения прогулки осуществляется питьевой режим.
- В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
- При подготовке к прогулке на участке детского сада необходимо четко соблюдать методику сборов и выполнять ряд требований:
- помощники воспитателя каждое утро совершают обход закрепленной за группой участка, убирают посторонние предметы;
- веранды должны быть подметены и вымыты;
- песок в песочнице открыт от защитной пленки и пролит.
- Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. При сухой и жаркой погоде полив участка и песка проводится не менее 2-х раз в день. После ухода детей с прогулки песок в песочнице следует накрывать защитной пленкой. Игрушки обрабатывать (мыть) ежедневно вечером после ухода детей домой. При установлении карантина - обрабатывать дезсредствами.
- Воспитатель ежедневно должен осматривать групповую площадку, горки, малые формы, песочницы. В случае обнаружения повреждений, которые могут привести к травме ребенка, сообщить заведующему или заместителю заведующего по АХР. Не разрешать детям использовать это оборудование до устранения повреждений.
- Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения.
- Одевать детей на прогулку, а также раздевать их по возвращении с нее необходимо по подгруппам. Воспитатель выводит одеваться первую подгруппу, в которую следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания. Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры с другой подгруппой, и выводит детей в раздевалку. Затем воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю. В помощь при одевании в каждую группу раннего возраста и во вторую младшую закрепляется по одному сотруднику из числа административно-хозяйственного, технического персонала. Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
- Прежде чем выйти на улицу проверить, чтобы дети были как следует одеты. Расстегнутая пуговица, небрежно завязанный шарф, шапка могут стать причиной простуды. На протяжении всей прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети меньше кричали, не охлаждали связок. В сильные морозы особенно важно, чтобы дети как можно меньше разговаривали, а больше двигались.
- Возвращаются дети с прогулки также подгруппами первыми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Вернувшихся детей встречает помощник воспитателя и помогает им раздеться. Вышедшие на улицу позднее, еще продолжают гулять с воспитателем.
- В летний период после возвращения детей с прогулки организуется гигиеническая процедура – мытьё ног.
- Содержание деятельности детей на прогулке:
- Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Планируя содержание прогулки, воспитатель учитывает конкретные педагогические и оздоровительные задачи. В содержании прогулок обязательно включаются виды деятельности: наблюдения за природой, подвижные, спортивные игры с учетом времени года, развлечения и физические упражнения, индивидуальная работа с детьми, труд в природе (трудовые поручения), самостоятельная детская деятельность.
- Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
- Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
- При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного участка.
- В начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно-эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности; - при подъеме температуры до +18С детей раздевают, воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.
- В старших группах рекомендуется больше времени уделять подвижным играм. Если перед прогулкой были учебные занятия со статическим напряжением, ее лучше начать подвижной игрой, если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой.
- Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
- В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
- При жалобах детей на холод («замерзли ноги») нужно их вовлечь в подвижную игру. Побуждать активно двигаться следует и малоподвижных ребят, которые, как правило, во время прогулки предпочитают спокойные игры.
- При необходимости посещением ребенком туалета, воспитатель делает звонок с мобильного телефона помощнику воспитателя, который должен выйти и забрать ребенка с участка для совершения культурно-гигиенических процедур.
- При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка группы. В случае самовольного ухода ребенка из детского сада немедленно сообщить о случившемся заведующему детского сада, который организует поиски ребенка, ставит в известность милицию, родителей, УО и МП.
- При катании с горок воспитатель должен следить, чтобы дети соблюдали между собой интервал, не толкались, съехав с горки, сразу отходили в сторону и страховать детей.
- Запрещается оставлять детей одних, без присмотра работников детского сада, использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
- О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, старшую медсестру и вызвать скорую помощь, сообщить родителям, организовать сопровождение ребёнка в медицинское учреждение.
7.23. Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.
- Планирование прогулок за пределы участка начинают со 2 младшей группы.
- Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
- При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим. Маршрут движения группы должен предусматривать, возможно, меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов.
- Заведующий проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка Учреждения со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку.
- В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета один взрослый на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с заведующим Учреждения.
- Если по каким-то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию заведующего Учреждением должны находиться под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
- Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
- Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
- Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
- Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
- Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой обочине навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
- Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
И ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВО II ПОЛОВИНЕ ДНЯ
- Во время подъема детей, умывания, полдника продолжается воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности, культуры поведения, доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.
- После сна проводится гимнастика пробуждения с элементами закаливания и коррегирующими упражнениями.
- Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. Игры организует воспитатель, или создает условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр: сюжетно-ролевые, со строительным материалом, дидактические, игры-драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом и делом. Необходимо уделять время также играм-забавам и хороводным играм. В вечерние часы подвижные игры могут проводиться как на участке во время прогулки, так и в помещении группы.
- Режим второй половины дня отводит достаточное время для приобщения детей к труду. Раз в неделю, чаще в конце недели во всех возрастных группах организуется хозяйственно-бытовой труд: уборка групповой комнаты, мытье игрушек, строительного материала, стирка кукольного белье, уборка в шкафах. Дети младшей группы только помогают воспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством.
- В старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей (работа с бумагой, ножницами, картоном, тканью, с природным материалами, проволокой в цветной обмотке, цветной пряжей, нитью, поролоном иголкой и тканью, другими материалами). Дети вместе с воспитателем изготавливают игрушки-самоделки для игр на участке: вертушки, лодочки, плетеные сумки и т. п. Воспитатель организует починку книг, пособий. В младшей группе он выполняет эту работу сам, привлекая детей к посильной помощи: подать бумагу, подержать книгу. В старшей и подготовительной группах ребята под его руководством мастерят сами. Организуются игры «Переплетная мастерская» или «Мастерская игрушек». Воспитатель учит детей подготовительной группы вышивать, пришивать пуговицы и т. п., показывает детям работу с ножницами, ножом, пилой, молотком, шилом, требует обязательного выполнения правил пользования инструментами и постоянно осуществляет контроль. Старшие дети могут оказать помощь воспитателю в подготовке раздаточного дидактического материала на следующий день по занятиям (ИЗО, математика и т.п.)
- Во всех возрастных группах воспитатель может также давать детям трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.
- Во второй половине дня отводится время для индивидуальной работы с детьми по развитию умений и навыков в разных видах деятельности, создаются условия для самостоятельной детской деятельности.
- Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
- 2—3 раза в месяц проводятся вечера досуга и развлечений. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра. В часы досуга детям показывают диафильмы, теневой или настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп, где они читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.
- В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Все это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе. Большие по объему произведения для детей (например, книги «Что я видел» Б. Житкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова) воспитатель читает по частям на протяжении нескольких дней. Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, рассматриванием иллюстраций.
- В это время воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни.
- Вторая половина дня – благоприятное время для проведения работы с родителями: беседы, индивидуальные и групповые консультации, собрания, семинары и практикумы.
- При организации вечерней прогулки воспитатель планирует три вида деятельности по выбору, при этом наблюдения за явлениями в природе могут быть в сравнении с утренними, устанавливая при этом причинно-следственные связи.
- Завершает рабочий день воспитатель прощанием с детьми, упражнением детей в соблюдении правил этикета, созданием позитивного настроя на следующий день, подведением итогов дня.
- ЗАЩИТА ПРАВ ВОСПИТАННИКОВ
- Спорные и конфликтные ситуации разрешаются в отсутствии детей.
- Воспитанники имеют право на:
- предоставление условий для разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи;
- обучение по учебному плану в пределах осваиваемой основной общеобразовательной программы ДОУ;
- развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях и других массовых мероприятиях;
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- охрану жизни и здоровья, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания;
- определение оптимальной образовательной нагрузки режима образовательной деятельности;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в Учреждении;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Поощрения воспитанников ДОУ проводят по итогам конкурсов, соревнований и других мероприятий в виде вручения грамот, благодарственных писем, сертификатов, сладких призов и подарков.
Принято Общим собранием (Протокол_от 13.11.2015 г., №_3_)