тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
тел: 8(83161)70268
email: ds47_grd@mail.52gov.ru
адрес: Пушкина 22, Заволжье Нижегородская область 606524
Россия
Заведующий: Кручинина Оксана Юрьевна
Язык обучения: русский
Организация питания в МБДОУ «Детский сад № 47 "Ладушки"
В МБДОУ «Детский сад № 47 "Ладушки" сложилась определённая система работы по организации питания детей раннего и дошкольного возраста.
Каждый сотрудник нашего детского сада и родители воспитанников осознают, что важнейшим условием хорошего здоровья, гармоничного роста и развития детей, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды является полноценное рациональное питание, кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Разнообразные задачи по организации рационального питания в МБДОУ «Детский сад № 47 "Ладушки" решаются администрацией совместно с медицинским персоналом, педагогами, младшим обслуживающим персоналом и родителями и осуществляются в соответствии с требованиями нормативных и методических документов.
В соответствии с Уставом МДОУ пункт 3.17. «Организация питания в Учреждении возлагается на администрацию Учреждения. 3.18.Учреждение обеспечивает детей четырехразовым питанием. Питание детей осуществляется в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным на основе государственных нормативов питания, действующих в системе образования и утвержденных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 3.19.Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал Учреждения.»
Воспитанники МДОУ получают четырёхразовое питание, обеспечивающее 75— 80% суточного рациона. При этом завтрак составляет -20% суточной калорийности, второй завтрак – 5%, обед — 30-35%, полдник — 20-25%. Объем пищи и выход блюд строго соответствуют возрасту ребенка. Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 15-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованного в ФГУЗ и утвержденного заведующей ДОУ. На основе примерного 15-дневного меню ежедневно на последующий день в присутствии старшей медсестры, кладовщика и шеф-повара составляется меню-требование на два возраста: до 3 лет и старше 3 лет и утверждается заведующей ДОУ. При этом учитываются: - среднесуточный набор продуктов для каждого возраста; - объем блюд для этих групп; - нормы физиологических потребностей; - нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов; - выход готовых блюд; - нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; - данные о химическом составе блюд; - сведения о стоимости и наличии продуктов.
Меню-требование является основным документом для выдачи продуктов и в дальнейшем приготовления пищи на пищеблоке. Вносить изменения в утвержденное меню-раскладку, без согласования с заведующей ДОУ, запрещается.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируем об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню на раздаче, в приемных групп, с указанием полного наименования блюд, их выхода.
Учет продуктов ведется в накопительной ведомости расхода продуктов питания. Записи в ведомости производятся на основании меню-требования в количественном выражении. В системе проводится работа по отслеживанию натуральных норм питания-1 раз в 10 дней с целью коррекции рациона питания, в конце каждого месяца подводятся итоги по калорийности питания детей до 3 лет и старше 3 лет в МБДОУ «Детский сад № 47 "Ладушки". Необходимо отметить, что в нашем детском саду среднедневная пищевая и энергетическая ценность фактического рациона питания детей практически соответствует суточным нормативам (незначительное отклонение + или – 10 % ).
Контроль организации и качества питания в МБДОУ «Детский сад № 47 "Ладушки" предусматривает проведение администрацией МБДОУ наблюдений, обследований, осуществляемых в пределах компетенции за соблюдением работниками МБДОУ, участвующих в осуществлении процесса питания, законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, а также локальных актов образовательного учреждения, включая приказы по МБДОУ и решения органов управления МБДОУ (общего собрания и педсовета). Результатом контроля является анализ и принятие управленческих решений по совершенствованию организации и улучшению качества питания в МБДОУ.
Контроль осуществляется с использованием следующих методов:
- изучение документации; - обследование объекта;
- наблюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; - беседа с персоналом; - ревизия;
- инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов)
Содержание контроля определяется следующими вопросами:
- соблюдение рациона и режима питания; - выполнение нормативов по питанию;
- ведение документации по вопросам санитарии, гигиены, технологии производства, результатам бракеража, ежедневных медицинских осмотров работников пищеблока; - соблюдения сроков годности и условий хранения продуктов;
- технологии приготовления пищи; - поточности технологических процессов;
- готовой продукции; -санитарно-технического состояния пищеблока;
-санитарного содержания и санитарной обработки предметов производственного окружения; - состояния здоровья, соблюдения правил личной гигиены персонала, гигиенических знаний и навыков персонала пищеблока;
- контроль за раздачей питания в группе и условиями приема пищи детьми;
- контроль за ведением документации;
Важным аспектом управленческой деятельности считаем разработку «Программы производственного контроля».
Согласно приказа заведующей возложена ответственность за организацию и осуществление лабораторного и инструментального производственного контроля на заместителя заведующей по административно-хозяйственной работе и старших медсестёр МБДОУ. В утверждённой Программе производственного контроля МБДОУ определены мероприятия визуального контроля, периодичность, форма учёта и ответственные лица.
В МБДОУ в системе ведётся ответственным персоналом необходимая документация детского сада по организации питания:
- примерное 15-дневное цикличное меню;
- технологические карты;
- журнал бракеража сырой продукции;
- журнал регистрации температурного холодильных шкафах;
- журналы контроля за качеством уборки помещений склада и пищеблока;
- журнал бракеража готовых блюд;
- журнал реализации скоропортящихся продуктов;
- журнал посещаемости детей.
- журнал С-витаминизации пищи;
- журнал контроля состояния здоровья персонала пищеблока;
- журнал контроля за прохождением медосмотра и гигиенической аттестации сотрудников; - журнал аварийных ситуаций;
- журнал контроля за состоянием электротехнического оборудования пищеблока;
-результатов лабораторно-инструментального контроля, проводимого лабораторией ФГУЗ; - накопительная ведомость расхода продуктов;
- договора и муниципальные контракты на поставку продуктов питания.
- журнал прихода – расхода продуктов;
-гигиенические сертификаты и удостоверения качества на продукты, подтверждающие безопасность;
Поставка продуктов осуществляется согласно договоров, заключаемых поквартально и муниципальных контрактов на поставку отдельных виды продуктов питания.
Медицинские работники присутствуют при закладке основных продуктов в котел и проверяют блюда на выходе. Объем приготовленной пищи соответствует количеству детей и объему разовых порций. Выдаётся готовая пища только с разрешения медработника, после снятия им пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. При этом в журнале отмечается результат пробы каждого блюда. В ДОУ непосредственно перед раздачей, медицинским работником осуществляется С- витаминизация III блюда, для профилактики гиповитаминоза для детей старше 3 лет используется кисель с витаминами «Киселёк Золотой шар», приобретаемый в ООО «Приволжский Центр Оздоровительного Питания» г.Н.Новгород с 2010 года. В питании детей используется вода после системы доочистки «Фаворит». Выдача пищи на группы осуществляется строго по графику.
Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
Навыки по сервировке столов дети начинают приобретать в МБДОУ с 3 лет. В группах созданы все условия для воспитания культурно-гигиенических навыков. Оригинально представлены уголки дежурства, в которых размещены фартуки для дежурных, салфетницы, инвентарь для уборки столов. Неповторимы и оригинальны по дизайну фартучки и колпаки, передники и косынки. В оформлении одежды дежурных и помощника воспитателя отражено название групп. Такой эстетичный вид одежды привлекает детей, мотивирует их на качественное выполнение обязанностей дежурных. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитатель и помощник воспитателя сочетает работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).
Подача блюд и прием пищи в завтрак, обед и полдник осуществляется в определённом порядке.
В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, сотрудники докармливают.
Организация питания в воспитательно-образовательном процессе является составной частью общей работы, так как полноценное питание способствует нормальному росту и физическому развитию детей. Данной проблеме мы уделяем большое внимание: это и соблюдение установленного режима питания, и подбор мебели в соответствии с ростом детей для свободного действия приборами, и подбор посуды в едином стиле на каждую группу, чтобы не вызывать споров между детьми. Разработан ряд карточек наблюдения и анализа питания детей в группах, содержание которых отражают разное направление работы по организации питания, они представлены в схемах, памятках.
Для поддержания хорошего аппетита у детей мы уделяем внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а так же сервировке стола, чтобы вызвать у детей желание сесть за стол. Для положительного настроя детей широко используем в младшем дошкольном возрасте игровые приёмы и проблемные ситуации: «Мишутка проголодался», «Как правильно раскладывать ложки»; знакомим детей с меню: «Мишка хочет узнать, что сегодня на завтрак», «Кукла Катя рассказывает о том, как кошка помогла ей вырасти». Используем потешки, прибаутки, стихи, образное слово, обязательно рассказываем о вкусной и здоровой пище. В старшем дошкольном возрасте работа углубляется: отрабатываем навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Проводим индивидуальные беседы с детьми, используем упражнения и дидактические игры, в которой дети запоминают правила столового этикета: «Свари суп», «Приготовим винегрет, борщ, салат» (назвать компоненты блюда), «Узнай и назови» (отгадать что за овощи), «Что из сада, а что с огорода», «Моя помощница – салфетка», «Вкусный суп придай нам силы», «Благодарность за угощение», и т.д. Читаем художественную литературу: К.И. Чуковский «Федорино горе», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Потоцкая «Острое поросячье заболевание» и др. Создаются игровые ситуации для развития сюжетно-ролевых игр различной тематики. Вместе с детьми даём оценку деятельности дежурных.
Дети со второй младшей группы начинают принимать участие в дежурстве. Для того, чтобы увлечь детей данным процессом, в каждой группе красочно оформлен уголок дежурства, имеется форма для дежурства, выполненная в соответствии с названием группы. Предварительно прошёл конкурс «Модный базар», по пошиву формы для организации дежурства детей и одежды для получения и раздачи пищи помощникам воспитателя. Теперь наши дети дежурят с большим удовольствием и всегда готовы помочь своим друзьям.
Большую помощь педагогам оказывает демонстрационный материал макросреды ДОУ: у пищеблока оформлена композиция из схем и фотографий , позволяющая детям более качественно усвоить знания о последовательности действий дежурных и этапах приготовления пищи.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого, как воспитателя, так и родителей. Мы предъявляем высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ, проводим консультации, семинары-практикумы, мастер-классы по данной теме.
В ДОУ по данному вопросу проводится работа с родителями: анкетирование «Любимое блюдо вашего ребёнка», «Устраивает ли Вас питание в детском саду», консультации «Витамины – залог здоровья», «Организация питания в летний период», «Если у Вашего ребёнка аллергия. Для введения в рацион питания блюд в семье и приготовление их в домашних условиях – блюда из меню дошкольного учреждения размещаются на информационных стендах некоторых групп в рубрике «Рецепты на бис». В группах №8,10,1 родители делятся фирменными рецептами их семьи, оригинальными и несложными в приготовлении рецептами блюд. Знакомим с режимом питания, с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу. Члены родительского комитета проводят проверку детского питания, где обращают внимание на сервировку стола, выдачу готовой пищи, раскладку в группе, выявляют недостатки и вносят свои предложения.
Мы считаем, что необходимо продолжать проводить данную работу в ДОУ, так как знание правил столового этикета позволяет ребёнку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит быть приятным участником общения.
В дальнейшей деятельности по организации питания определены следующие перспективы:
-продолжать выполнение требований нормативно-правовых документов по санитарно-гигиеническому благополучию детей, в том числе по вопросам организации питания ( в первую очередь по СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях";
-осуществлять более тесное сотрудничество с родителями по вопросам питания детей в ДОУ;
-разработать подробные карты контроля по организации питания и циклограмму контроля питания в ДОУ.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных |
Контент является обязательным к размещению |
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент |